Перейти к содержимому


ВВС Югославии в войне 1999 года


Сообщений в теме: 2

#1 Гость_Сокол_*

Гость_Сокол_*
  • Гости

Отправлено 16 Июль 2008 - 09:50

Статья взята с сайта артофвар.

http://artofwar.ru/r...xt_0450-1.shtml

"Илья Горячев
ВВС СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИЯ В ВОЙНЕ 1999 г.
Общие сведения
Союзная Республика Югославия (СРЮ) расположена на западе Балканского полуострова. Она граничит с Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией, Македонией. На западе СРЮ имеет выход к Адриатическому морю.
В административном отношении государство с 27 мая 1992 г. состоит из союзных республик Сербии и Черногории.
Площадь страны - 102,2 тысячи км. кв., береговая линия имеет протяжённость 190 километров. Население СРЮ (данные на 1998 г.) - 10600 тыс. чел. 63% составляли сербы, 17% - албанцы, 6% - черногорцы, 4% - венгры, 10% - иные этнические группы.
Природные условия
По признанию представителей командования сухопутных войск армии США, вертолеты АН-64 "Апач", хорошо зарекомендовавшие себя в ходе войны в Заливе, оказались совершенно непригодными для ведения боевых действий в горно-лесистой местности и быстро меняющихся погодных условиях. Приборы ночного видения вертолета АН-64 "Апач", не позволяют в достаточной степени адекватно реагировать на угрозу исходящую с земли. Горно-лесистая местность затрудняла организацию устойчивой связи между постоянно маневрирующими машинами и пунктом управления. Сложный рельеф Балкан мешал и более точному нанесению ракетно-бомбовых ударов, во многом именно этот фактор не позволил ОВВС НАТО нейтрализовать наземную группировку Югославской армии, подобно тому, что было сделано в Ираке. Безусловно, не следует отрицать и то, что Югославская армия была подготовлена гораздо лучше, чем войска Хусейна в 1991 г.
Отличаются от ближневосточных и метеоусловия Балкан. Если облачности над Ираком практически не бывает, то Балканский климат гораздо более капризен и изменчив. По данным МИД ФРГ в плохих метеоусловиях активность авиации альянса снижалась на 1/3. К примеру, за первые три недели операции было только 7 дней благоприятной погоды и 10 дней, когда более 50% самолето-вылетов были отменены. Сильный туман в первые недели операции не позволял пилотам европейских стран, не обладающих современными системами наведения, вести огонь из-за нечеткости целей, либо приводил к потере контроля пилота над оружием сразу после его пуска. В ОВВС НАТО было всего лишь около 30% самолетов, способных применять высокоточное оружие ночью и в сложных метеоусловиях, это значительно снизило ударные возможности авиационной группировки.
ВВС и ПВО СРЮ.
Вооружённые силы СРЮ состоят из сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. Военно-воздушные силы страны насчитывают 16,7 тыс. человек (из них три тысячи призывников) и организационно разделены на корпус ПВО (истребительная авиация и зенитные средства) и авиационный корпус (иные типы самолётов, включая военно-транспортную авиацию).
В 1999 г. ВВС и ПВО СРЮ возглавлял генерал-лейтенант Спасое Смилянич.
Основная организационная единица - эскадрилья (16 самолётов); эскадрильи объединены в полки и бригады. Всего в ВВС СРЮ 8 истребительных эскадрилий, 12 штурмовых, 4 разведывательных, 2 транспортных и одна вертолётная эскадрилья, предназначенная для борьбы с подводными лодками.
На 1999 г. авиационный парк был представлен различными боевыми самолётами (238 единиц) и вертолётами (56 единиц) как национального, так и зарубежного производства: 14 боевых МиГ-29 и 2 учебных МиГ-29, 82 МиГ-21, 60 "Galeb", 25 "Super Galeb", 48 "Orao-2", Ми-8, Ка-28 и других типов. Югославские боевые самолёты вооружены ракетами класса "воздух-воздух" Р-3Р, Р-27Р, Р-73, Р-60МК, 9М32М советского производства, а также различными видами ракет класса "воздух-воздух" и авиационных бомб американского и французского производства.
Пресс-секретарь НАТО Джейми Шеа рапортовал об уничтожении 90% югославских самолётов на земле уже в первую неделю операции. В действительности, югославская авиация во время переговоров в Рамбуйе, была передислоцирована в подземные укрытия, а на ВПП и даже на шоссе были размещены тщательно выполненные макеты МиГ-29 и МиГ-21, производство которых было поставлено на поток. В ходе боевых действий ВВС СРЮ понесли потери только в ходе воздушных боёв с авиацией НАТО.
Стационарная группировка ПВО Югославии к началу конфликта имела на вооружении:
· радиолокаторы и ЗРК советского производства С-75М "Двина" (8 дивизионов, до 40 комплексов)
· С-125 "Нева-М1А" (15 дивизионов, до 60 комплексов), которые спроектированы в 50-е - 60-е гг.
· Мобильные ЗРК "Квадрат" (экспортный вариант ЗРК "Куб") - от 16 до 22 батарей (68 комплексов). Как раз "Квадраты" и были самой большой угрозой авиации НАТО.
· 15 полков зенитной артиллерии
· Несколько ЗРК 9К37М1 "Бук-1М" и 9М330/9К331 "Тор/Тор-М1"
Возможно, что ВС СРЮ к моменту начала конфликта имели несколько комплексов С-200Д "Ангара", С-300ПТ и 2С6М "Тунгуска". Но эти сведения не проверены, российская сторона отрицает поставки данных комплексов в СРЮ. Наиболее активно западные средства массовой информации обвиняли Россию в поставке Югославии ЗРК С-300. Впервые информация об этом появилась в немецком журнале "Шпигель" в конце весны - начале лета 1999 г. Бывший в то время зам. Начальника Генштаба ген. Л.Г.Ивашов опроверг данную информацию. Действительно, в условиях блокады поставка ЗРК такого размера была попросту невозможна. Один из офицеров Украинской армии, сейчас вышедший в отставку, по своей инициативе провёл операцию по дезинформации западных СМИ. В одной из ракетных частей на ЗРК С-300 были нанесены югославские знаки различия, а солдаты переодеты в югославскую форму. Дезинформация, подтвердить которую должны были сделанные фотографии, была распространена через западные информационные агентства. В результате, аналитические отделы НАТО долгое время находились в достаточно затруднительном положении.
С середины 90-х гг. шла постепенная модернизация ПВО СРЮ, но до конца она не была доведена.
Начало Кампании
Перед началом операции "Союзническая сила" по требованию НАТО воздушное пространство СРЮ, Македонии, БиГ было закрыто.
На протяжении всей кампании Альянс постоянно наращивал численность своих ВВС. Видимо, аналитики НАТО не рассчитывали на какое бы то ни было сопротивление со стороны Югославской армии. Об этом свидетельствуют и заявления руководителей большинства стран Североатлантического альянса, которые ожидали в начале агрессии, что Югославия сдастся буквально через 48 часов.
Если в начале кампании, то есть в конце марта, интенсивность вылетов составляла около 150 в сутки, то уже к середине апреля достигла 400-500 вылетов в сутки. Пик активности пришёлся на 14 мая - было совершено 760 самолёто-вылетов. Позже Пентагон заявлял, что политические цели могли бы быть легко достигнуты, если бы первоначальные рейды носили более массированный и жесткий характер.
Действия ВВС СРЮ
Лучшим, элитным полком ВВС Югославии считается 204 истребительный авиаполк. Только вэтом полку есть МиГ-29. Полк состоит из двух эскадрилий - 126 "Дельта" (25 МиГ-21) и 127 "Витязи" (16 МиГ-29), базирующихся на аэродроме Батайница под Белградом. 127 истребительная авиационная эскадрилья (иаэ) также носит неофициальное название "Витязи князя Лазаря". 24 марта пара МиГ-29 127 иаэ поднялась с авиабазы Батайница для отражения первой волны ОВВС НАТО. Над Воеводиной пара обнаружила группу из 24 самолётов противника. Один МиГ-29 был сбит. Пилот катапультировался. Второй МиГ-29 был легко повреждён югославскими зенитками (или пулемётами противника?), но всё же смог вернуться на базу.
26 марта (по данным НАТО 24 марта) в бою с тремя F-16 был сбит майор Зоран Радославлиевич, пилотировавший МиГ-29. Подполковник Королевских Нидерландских ВВС Йон Абма на F-16AM уничтожил МиГ ракетой "Amraam". Это была первая воздушная победа КНВВС после окончания Второй мировой. В тот же день, 26 марта над Боснией подполковник Слободан Перич сбил американский F-15E, после чего сам был сбит другим F-15. В освящении этого события пропагандистская машина НАТО дала сбой. Было решено представить общественности не один сбитый МиГ, а два. В результате, после телевизионного репортажа, западные же эксперты опознали в обломках одного из "МиГов" родной F-15.
Увидев безнадёжность попыток противостоять НАТО в воздухе, командование ВВС СРЮ отказалось от самоубийственной тактики. Вылетов на перехват во много раз больших групп противника больше не было.
28 марта начальник ГШ МО РФ ген. Квашнин заявил, что Югославия потеряла 2-3 МиГ-29, свыше 4 МиГ-21 и 2-3 МиГ-23. Интересна история появления в ВВС СРЮ МиГ-23. Они были переправлены в Югославию после войны в заливе из Ирака якобы на ремонт, но, почему-то, в 1999 г. всё ещё находились на территории Югославии, при этом официально в состав ВВС СРЮ они не вошли.
Невосполнимой потерей для ВВС Югославии стала гибель полковника Миленко М. Павловича, командира 204 иаэ, сбитого 4 мая. По данным НАТО, он был сбит американским F-16CJ 31 воздушно-экспедиционного крыла, 78-й экспедиционной истребительной эскадрильи. Сербы же заявили, что полковник был сбит своей же ЗРК СА-6 Куб. Возможно именно это событие стало поводом к полному прекращению активных действий ВВС СРЮ с 5 мая.
В ходе воздушной войны над Югославией известен даже случай тарана. Подбитый ракетой в ближнем бою штурмовик J-22 Orao (Югославский самолёт до распада СФРЮ производившийся в г. Мостар, Босния. До 1992 г. было произведено 75 подобных самолётов), направил горящую машину на пару натовских самолётов и врезался в один из них.
Несмотря на громадное превосходство авиации НАТО, ВВС СРЮ всё же смогли провести две успешные операции. Причём патриотический подъём был настолько высок, что лётчики по собственной инициативе, не информируя командование, провели боевой вылет на штурмовку. 18 апреля группа из девяти самолётов ВВС СРЮ (7 штурмовиков - G-4 Super Galeb и J-22 Orao и два истребителя прикрытия - МиГ- 21) поднялась с базы Поникве, недалеко от г. Ужице и на высоте 800 м. направилась в сторону боснийского г. Тузла, где находится натовская авиабаза. Расстояние составляло 120 км. Аэродром Тузлы использовался НАТО для экстренных посадок, то есть там находились повреждённые самолёты. В результате рейда было уничтожено 17 самолётов и 3 вертолёта НАТО. Степень их повреждений до атаки югославских ВВС неизвестна. Один J-22 Orao был уничтожен натовским ЗРК. Один из МиГ-21 также был подбит, но сумел совершить экстренную посадку в 10 км. От базы Поникве. Чрезвычайно интересно то, что данная операция была неофициальной инициативой сербских пилотов. Организатор акции, подполковник Михайло В. погиб, пилотируя J-22 Orao. Генштаб МО РФ подтвердил проведение данной операции.
26 апреля подобная операция была проведена с базы Голубовцы под Подгорицей. Дваштурмовика G-4 Super Galeb (по другим данным 4) пересекли албанскую границу и атаковали базу Ринас, недалеко от Тираны, столицы Албании. Кассетные бомбы, сброшенные штурмовиками, повредили или уничтожили 9 вертолётов АН-64 Апач. G-4, не испытывая какого бы то ни было давления со стороны противника (по другим данным два самолёта всё же были сбиты ЗРК), вернулись на территорию СРЮ и приземлились на базе Поникве, той самой, откуда проводился рейд 18 апреля. Данная база в отличие от Голубовцев, имеет подземные ангары, недосягаемые для натовской авиации. До этого НАТО старалось не трогать Черногорию, расчитывая позже инициировать её отделение от Сербии, но после рейда на Ринас в один день Подгорица подверглась трём массированным налётам и ударам крылатых ракет. Через несколько дней массированному удару подверглась база Поникве и г. Ужице, это был уже второй подобный налёт возмездия, первый состоялся 18 апреля, в ответ на разгром аэродрома г. Тузлы. Согласно данным "Зарубежного военного обозрения" именно после рейда на Ринас командование НАТО отказалось от использования "Апачей" в Косово.
Несмотря на полное господство в воздухе авиации альянса, сербская армейская авиация продолжала выполнять боевые задачи. К примеру, 119 вертолетный полк, базирующийся в г. Ниш успешно действовал на юге Югославии. В состав полка входит три эскадрильи: 712 "Скорпионы", 714 "Сенке" и 787 - "Белый медведь" - транспортная. Во время войны полк действовал в интересах Приштинского корпуса 3-й армии. Пилоты показали высокую степень профессионализма и храбрости, летая на сверхмалых высотах над гористой местностью и над морем. За время боевых действий полк потерял 5 машин - все они были уничтожены на земле, людских потерь полк не понес. После окончания бомбардировок на полковом аэродроме в г. Ниш насчитали 42 воронки. Фактически аэродром был полностью уничтожен.
Один "Геркулес" Королевских ВВС, правда транспортный, разбился над Албанией 14 июня. Грузом была гуманитарная помощь. Но, осенью того же, 1999 г., в британских СМИ появилась информация, что на борту была группа SAS (Special Air Services английский спецназ), направлявшаяся на аэродром Слатина, рядом со столицей Косово Приштиной, для того, чтобы опередить русских десантников, направлявшихся туда из Боснии. В свете этих, более поздних данных, версия крушения самолёта становится сомнительной. Но на вопрос кто же его сбил ответа нет. К слову, после того как Русбат занял Слатину из подземного ангара поднялись 123 и 124 иаэ 83 иап, укомплектованные, "давно уничтоженными" по словам Д.Шеа, МиГ-21 и направились в сторону Сербии. По словам зам. начальника ГШ МО РФ ген.полк. Ивашова, наблюдавшего лично вывод Югославской армии из Косово, её состояние стало шоком для натовцев, считавших её полностью уничтоженной, а выжившие части деморализованными.
Действия ПВО СРЮ
Части ПВО армии СРЮ использовали тактику, разработанную советскими зенитчиками. Она заключается в постоянном маневре ЗРК с выходом на огневые позиции к моменту, когда налет противника наиболее вероятен. Этот прием, оправдавший себя даже в пустынной местности (Египет 1967-1973 гг.), был еще более эффективен на горно-лесистой территории Югославии. Естественно, что ПВО СРЮ не могло надёжно прикрыть территорию страны, но такой цели и не ставилось. Оценивая свои силы реально, югославский генштаб поставил задачу ПВО просто нанести авиации альянса максимально возможный ущерб. Отметим, что практически все сбитые самолёты НАТО записали на свой счёт не ВВС, а ПВО СРЮ. Причём эффективно действовали не только ЗРК, но и расчёты зенитной артиллерии. К примеру, 15 апреля лейтенант Здравко Банкович, используя автоматическое орудие L70 Бофорс, сбил над Подгорицей (столица Черногории) немецкий Tornado и французский Mirage 2000. Несмотря на лёгкое повреждение самолёта, позволявшее вернуться на свою базу, французский лётчик запаниковал и катапультировался.
Командование ВС СРЮ в первые дни операции минимально использовало активные и пассивные средства системы ПВО, что явилось неожиданностью для командования НАТО, и позволило сохранить основной боевой потенциал сил и средств ПВО СРЮ. Вместе с тем использование нестандартных приемов и высокой мобильности системы ПВО СРЮ позволило уничтожить часть нападавшей авиации и крылатых ракет.
Итоги:

За 78 дней вооруженной агрессии Североатлантический альянс задействовал противСРЮ 1200 самолетов, совершивших 35 тыс. самолёто-вылетов. Было нанесено 2300 воздушных ударов по 995 гражданским и военным объектам. Суммарная мощность боеприпасов, использованных НАТО при атаках объектов на территории СРЮ, составила около 21 700 тонн тротила. Одновременно с ударами авиации, был осуществлён запуск свыше одной тысячи крылатых ракет типа "Томагавк". По данным МО СРЮ, нанесено 2300 воздушных ударов по 995 объектам. Выпущено более 1000 крылатых ракет, сброшено около 3000 бомб. По информации Пентагона, использовано 23 тыс. бомб и ракет.
С начала операции до ее приостановки осуществлялось постоянное наращивание авиационной группировки, в основном за счет переброски самолетов с континентальной части США. Численность боевых самолетов США, участвующих в нанесении ударов, возросла со 112 до 357, европейских государств-членов НАТО - со 102 до 233. США предоставили до 60% воздушной мощи в начале операции, которые к концу выросли до 80%. Максимальная интенсивность действий ОВВС НАТО была достигнута 21 мая, когда было произведено 1000 самолето-вылетов, 800 из которых - боевые.
Обе стороны конфликта до сих пор отказываются признать большую часть собственных потерь. Причём, если Альянс просто отрицает потерю 61 самолёта, 7 вертолётов, 30 беспилотных самолётов, 238 ракет (Данные Генштаба Югославской армии, подтверждённые ГРУ ГШ МО РФ), то ВВС СРЮ пытаются действовать подобно израильским "Хель Хаавир", которые подтверждают собственные потери, но отрицают удачные действия противника в качестве причины (традиционные объяснения: разбился при заходе на посадку, сбит собственными ПВО).
Использованная литература.
НВО (N 11,12,14,19,21,23,37,46 1999 г.,N 4, 2000 г.)
Зарубежное Военное Обозрение N 8-9 1999 г.
Сержант. N11.
История Югославского кризиса (1990-2000 гг.) Гуськова Е.Ю. М.2001 г
Балканский тупик?.. Нина Васильева, Виктор Гаврилов. М. 2000 г.
Venik's aviation web-site
Ilustrovana politika 1.6.1999 г.
AERO magazin (Srbija) N 33 novembar 2001, N 38 maj 2002
Jane's Defense Weekly, April 1999
The Sunday Times, UK, October 24 1999
KFOR Handbook. A field-ready reference publication. July 1999 г."

#2 Гость_Сокол_*

Гость_Сокол_*
  • Гости

Отправлено 15 Ноябрь 2008 - 23:13

"Авиация в войне на Балканах

Изображение

Применение стратегических бомбардировщиков США
      В боевых действиях против Югославии были впервые использованы новейшие малозаметные стратегические бомбардировщики Нортроп Грумман В-2А "Spirit". "Спириты", привлекаемые к нанесению ударов по Югославии, совершают полеты с американской авиабазы Уайтмен (штат Миссури). Это объясняется, очевидно, отсутствием в Европе инфраструктуры, необходимой для обслуживания этих самолетов (обшивка малозаметного бомбардировщика имеет "нежное" радиопоглощающее покрытие, плохо переносящее атмосферные воздействия, швы технологических лючков заклеиваются специальными лентами, которые требуется возобновлять после каждого открывания лючка, и т.п.). В США самолеты В-2А постоянно содержатся в специальных ангарах-боксах с определенным стабильным микроклиматом. Еще одной причиной нежелания американского командования перебазировать бомбардировщики "Спирит" в Европу являются трудности с обеспечением требуемого режима секретности вне территории США.
      К участию к боевых действиях к концу мая были привлечены шесть из восьми боеготовых самолетов В-2А (все - в варианте Block 30). По словам бригадного генерала Л.Барниджа (командира 509-го бомбардировочного авиакрыла), к 12 мая самолеты "Спирит" выполнили более 40 боевых вылетов, сбросив на Сербию 500 шт. 900-килограммовых корректируемых авиабомб типа JDAM. Таким образом, боевая загрузка одного самолета составляла в среднем 12-13 авиабомб, тогда как штатная загрузка бомбардировщика В-2А -16 боеприпасов данного типа (по восемь на двух многопозиционных ПУ). Продолжительность боевого полета составляла в среднем 33 ч, при этом выполнялось несколько дозаправок в воздухе. По утверждению Л.Барниджа, в ходе выполнения боевых задач самолеты "Спирит" не получили ни одного боевого повреждения.

Изображение

Бомбардировщики В-1В и (частично) В-52Н в ходе операции "Союзническая сила" применяют обычные свободнопадающие бомбы по площадным целям (например, аэродромам), когда, "угроза побочных повреждений незначительна". Бомбардировщики, оснащенные блоком спутниковой навигации GPS, способны "уложить" залп из 50 свободнопадающих бомб в "дорожку" длиной 305 м.
      Кроме крылатых ракет типа AGM-86C с дальностью пуска до 1100 км, самолеты В-52Н через несколько недель после начала боевых действий начали применять против Югославии и менее совершенные тактические УР AGM-142 (израильская ракета "Поп Ай", выпускаемая в США по лицензии). Это свидетельствует о недостаточном запасе высокоэффективных крылатых ракет и вынужденной замене их менее мощным оружием.
      Боевые вылеты американских стратегических бомбардировщиков В-1В, -2А, -52Н и F-117A осуществляются под прикрытием самолетов РЭБ Нортроп Грумман ЕА-ЗВ "Проулер".

Тактическая ударная авиация НАТО
      Как и в 1991 году, основу тактической ударной авиации ВВС США составляют многоцелевые истребители F-16C Block 40 и F-15E, штурмовики А-10А, а также малозаметные тактические бомбардировщики F-117A. Самолеты F-111F, весьма эффективно использовавшиеся против Ирака, в 1999 году окончательно "сошли со сцены" -их эксплуатация в мирное время обходилась слишком дорого. ВМС США используют против Югославии многоцелевые истребители F/A-18C. Союзники США также применили хорошо известные по войне в Персидском заливе истребители-бомбардировщики "Торнадо", истребители-штурмовики "Ягуар" и штурмовики "Харриер".

Изображение

Основные "рабочие лошадки" ВВС США -многоцелевые истребители Локхид Мартин F-16C Block 40 - теперь полностью оснащены контейнерной навигационно-прицельной системой LANTIRN, обеспечивающей полет к цели на предельно малой высоте (в том числе в режиме следования рельефу местности), поиск (вне зависимости от времени суток) малоразмерных объектов и применение по ним высокоточного оружия - ракет типа AGM-65 "Мейврик" и корректируемых авиабомб (КАБ) с лазерным наведением. Если в 1991 году отдельными компонентами системы LANTIRN оснащались лишь единичные самолеты, летчики которых были недостаточно обучены работе с новым оборудованием, что делало использование системы малоэффективной, то теперь LANTIRN стал главным "инструментом" пилотов "Файтинг Фалконов", что позволило американцам перенести основную массу налетов на ночное время.
      Высокоточная прицельная аппаратура на борту самолетов F-16C дополняется автоматизированной системой целеуказания, действующей в реальном масштабе времени и связывающей ударные самолеты, самолеты воздушного наблюдения и управления, а также наземные командные пункты в единый разведывательно-ударный комплекс. Другим самолетом, оснащенным системой LANTIRN, является многофункциональный истребитель Боинг F-15E "Игл". По сравнению с F-16C эта машина имеет значительно большую бомбовую нагрузку (до 9000 кг) и может применять крупногабаритные высокомощные боеприпасы (в частности, КАБ GBU-28 калибра 2100 кг).

Изображение

С первого дня войны для ударов по инфраструктуре югославской ПВО, а также по другим ключевым объектам широко использовались малозаметные тактические бомбардировщики Локхид Мартин F-117A "Найтхоук", оснащенные КАБ типа "Пейвуэй" II и "Пейвуэй" III. Однако эффективность этих экзотических машин, очевидно, оказалась меньше ожидаемой. Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий самолета F-117A (летчик -капитан Кен Двили), сбитого в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МИГ-29. По словам американского летчика, удар произошел совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения, и он "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа американских командос нашла К.Двили в укрытии, где он скрывался от югославской полиции, и доставила его на авиабазу Авиана (северная Италия). Однако в ходе выполнения поисковоспасательной операции по поиску и эвакуации летчика был потерян по меньшей мере один американский вертолет с бойцами спецназа на борту.
      В дальнейшем поступили сообщения об уничтожении или повреждении еще двух самолетов F-117А. Возможность борьбы со "стелсами" продемонстрировали, в частности, расчеты советского мобильного ЗРК типа "Квадрат", созданного еще в конце 60-х годов.

Ударная авиация Югославии

Изображение

По сообщению средств массовой информации, югославские истребители-бомбардировщики Соко J-22 "Орао" (из состава 92-й авиационной бригады, базирующейся в Баня-Лука), МиГ-21МФ и легкие штурмовики Соко G-4 "Супер Галеб" и УБС "Галеб", совместно с боевыми вертолетами Ми-24, несмотря на господство в воздухе истребительной авиации НАТО, по-прежнему продолжают наносить ракетно-бомбовые удары по подразделениям армии освобождения Ко-сово, а атаки аэродромов базирования этих самолетов имеют лишь ограниченный эффект. Для базирования ударных самолетов используются полевые аэродромы (в частности, прямые участки автомобильных дорог) и укрытия (хорошо замаскированные капониры, тоннели и т.п.). По сообщению командования НАТО, к середине мая ударами с воздуха удалось уничтожить не более 12 самолетов "Галеб" и "Супер Галеб". Однако о достоверности подобных сообщений свидетельствует факт демонстрации телевизионных кадров, полученных с борта разведывательного БПЛА, на которых были представлены югославские "боевые самолеты" на одном из аэродромов непосредственно перед ударом по нему авиации НАТО: в качестве "боевых" фигурировали пассажирские самолеты типа Ту-134.

Истребительная авиация НАТО
[Munched]

Для прикрытия ударных самолетов, а также завоевания господства в воздухе и обеспечения ПВО войск НАТО на Балканах привлекаются самолеты ВВС США Боинг F-15C "Игл", Локхид Мартин F-16CJ (Block 50), F/A-18C ВМС США, F-16A(AM) Нидерландов, "Мираж"2000 Франции и F-104S Италии. Для управлениями действиями истребительной авиации используются самолеты ДРЛО Е-3 "Сентри" и Е-2С "Хоукай". В составе сил НАТО, действующих против Югославии, впервые в широких масштабах использованы новые истребители завоевания господства в воздухе ВВС США Локхид Мартин F-16CJ (Block 50/52), а также модернизированные в рамках программы МШ многоцелевые истребители Локхид Мартин F-16AM. Всего модернизацию прошли более 350 самолетов из состава ВВС Нидерландов, Бельгии, Дании и Норвегии (Португалия также приняла решение о модернизации 20 самолетов F-16A в F-16AM). Самолеты получили модернизированную БРЛС Нортроп Грумман AN/APG-66(v)2, имеющую увеличенную дальность обнаружения воздушных целей, способность действовать по наземным целям и повышенную помехозащищенность. Усовершенствованная система "свой-чужой" Хазелтайн AN/APX-113(v) обеспечила возможность определять принадлежность цели на дальности до 100 км. Имеется система обмена тактической информацией между четырьмя самолетами в группе. Однако наиболее важным усовершенствованием является оснащение истребителей F-16AM ракетами класса "воздух -воздух" средней дальности А1М-120ВАМ-RAAM, придавшее самолетам способность вести ракетный бой в любых погодных условиях, на вневизуальной дальности. Десять самолетов F-16AM, входящих в состав объединенной бельгийско-голланской авиагруппы, базируются на аэродроме Амендола (Италия).
      Они привлекались для воздушного патрулирования границ Сербии и сопровождения ударных самолетов.
      30 марта ВВС Дании начали привлекаться к нанесению бомбовых ударов по территории Сербии (при этом самолеты F-16A несли разовые бомбовые кассеты CBU-87 и другое неуправляемое вооружение). Их прикрытие осуществляли самолеты F-16AM ВВС Нидер-ландов. Типовое снаряжение этих самолетов включало четыре ракеты AIM-120B, два подкрыльевых ПТБ и контейнер со станцией РЭБ Нортроп Грумман AN/ALQ-131. В ряде случаев самолеты брали на борт и две ракеты класса "воздух - поверхность" AGM-65G "Мейврик".
      Вот как (в изложении НАТО) проходил воздушный бой между нидерландскими и югославскими истребителями 30 марта: взлетев в 19.30 по местному времени, четыре истребителя F-16AM дозаправились в воздухе над Адриатическим морем, пересекли территорию Албании и вторглись в воздушное пространство Сербии. Вскоре от самолета ДРЛО Е-3 "Сентри" они получили информацию о том, что с аэродрома Батайница в районе Белграда взлетели три истребителя МИГ-29 из состава эскадрильи "Витязи". Получив направление на цель, F-16AM начали поиск истребителей противника своими БРЛС. Вскоре один из "мигов" был взят на сопровождение всеми четырьмя F-16AM. Когда самолеты сблизились на дистанцию разрешенного пуска, командир звена выпустил одну УР AIM-120B, поразившую югославский истребитель через 30 с на дистанции 18 км. При этом, под докладам летчиков, была видна вспышка взрыва, а по информации с самолета Е-3 изображение югославского истребителя на экране радиолокатора исчезло. Контакт с остальными тремя "мигами" был потерян, однако по сообщению ВВС США, примерно в это же время двумя истребителями F-15C были сбиты два самолета МИГ-29. Летчиками ВВС Нидерландов отмечалась надежная работа системы радиоопознавания AN/APX-113(v). По утверждению представителей НАТО, один сербский МИГ-29 4 мая был сбит на взлете противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM, запущенной с борта истребителя F-16CLBBCCUJA.
      ВВС НАТО объявили об уничтожении в воздушных боях четырех - пяти истребителей противника. Однако тот факт, что ударные самолеты и вертолеты сербов продолжают наносить ракетно-бомбовые удары по сепаратистам в Косово, свидетельствует о недостаточной эффективности как истребительной авиации союзников, так и их средств воздушного обнаружения и наведения.

Истребительная авиация Югославии

Изображение

Крупномасштабному воздушному удару НАТО ВВС Югославии могли противопоставить весьма ограниченные силы. Югославская истребительная авиация имела в своем составе лишь 13 истребителей МИГ-29 (самолеты "9-12" варианта "Б", т.е. в экспортном исполнении) и две "спарки" МИГ-29УБ, поставленных в 1987-1988 годах, а также приблизительно 35 морально устаревших истребителей типа МиГ-21, котолрые могут относительно эффективно применяться лишь в светлое время суток. При этом в результате эмбарго ООН на поставки в Югославию вооружения и военной техники часть этих машин находилась в небоеспособном состоянии. Реальную силу представляли приблизительно 10 боеспособных МИГ-29, состоящих на вооружении 127-й авиационной эскадрильи "Витязи" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе (к северу от Белграда). Следует признать, что югославы сумели хорошо подготовить свою авиацию к боевым действиям. Несмотря на абсолютное количественное и "информационное" превосходство авиации союзников, МИГ-29, поддерживаемые МиГ-21, наносили весьма эффективные удары по самолетам противника. Вот лишь несколько боевых эпизодов с участием югославских истребителей, относящихся к первым дням боев.
      24 марта в 20.30 подполковник Любиша Кулачин из эскадрильи "Витязи" поднял в воздух свой МИГ-29 с задачей прикрыть самолет майора Небойши Николича, подбитый истребителями НАТО во время патрульного облета границ Сербии (еще до официального начала боевых действий). Кулачин провел в течение 15 мин маневренный воздушный бой с несколькими истребителями противника, после чего благополучно приземлился на запасном аэродроме. Николич сумел выйти из боя, оторвавшись от противника, однако летчику пришлось покинуть тяжело поврежденную машину.

Изображение

В ночь первого налета авиации НАТО подполковник Слободан Перич находился на боевом дежурстве в полной готовности к вылету в кабине своего МиГ-21 на аэродроме в районе Лазаревица. Получив команду на взлет, он на предельно малой высоте, маскируясь складками местности и принимая команды наведения с земли, направился в сторону государственной границы. Неожиданно, буквально "лоб в лоб", Перич столкнулся с парой истребителей противника. С первого захода летчик сбил один неприятельский самолет (вероятно, истребитель-бомбардировщик "Торнадо"), однако и его "миг" получил попадание ракеты истребителя прикрытия (очевидно, F-16AMBBC Нидерландов), после чего потерял управление. Сербскому летчику удалось благополучно катапультироваться.
      Подполковник Милорад Милутинович взлетел на МиГ-21 через несколько минут после того, как югославские средства ПВО засекли нарушение воздушной границы страны большой группой "чужих самолетов". Выполнив команды наведения, Милутинович оказался в самом центре большой группы натовских самолетов, движущейся вглубь Сербии. Его машина была своевременно обнаружена противником, получающим целеу-казания с борта самолета ДРЛО Е-ЗС "Сентри", поэтому о внезапной атаке не могло быть и речи. Впрочем, еще оставалась возможность уклониться от неравного боя, "нырнув" на малые высоты. Однако сербский пилот решил атаковать противника в одиночку. Он успел выполнить прицеливание и выпустить одну ракету, поразившую один из самолетов противника, после чего югославский истребитель сам получил ракетное попадание. Летчику удалось благополучно катапультироваться.
      Майор Илия Аризанов из эскадрильи "Витязи" получил приказ о вылете в 19.00. После отработки команд наведения он встретился с большим числом самолетов противника, шедших встречным курсом. Чуть не столкнувшись с одним из "натовцев", сербский летчик, выполнив энергичный маневр, зашел в хвост другому истребителю противника и выпустил ракету (очевидно, Р-60М). Истребитель противника вошел в штопор и рухнул на землю, однако и югославский самолет, получивший попадание ракеты, загорелся. Майору Аризанову удалось благополучно катапультироваться. Уже на земле он наблюдал, как догорали обломки сбитого им самолета, летчику которого, очевидно, спастись не удалось (в первые дни войны ВВС НАТО потеряли несколько самолетов F-16, F/A-18 и "Торнадо", все экипажи которых погибли).
      Из приведенных примеров видно, что югославские истребители действовали преимущественно в одиночку, что противоречит сложившимся формам боевого применения истребительной авиации и объясняется, очевидно, нехваткой самолетов и стремлением атаковать максимально возможное число целей. При сближении с самолетами противника югославские истребители использовали малые высоты и складки местности, что позволяло уклоняться от встречи с самолетами прикрытия вплоть до выхода в атаку. Относительно низкие характеристики наземных РЛС наведения (в частности, малая разрешающая способность) не давали возможности определять точное число самолетов противника, следующих в плотных боевых порядках, что приводило к несоответствию наряда истребителей-перехватчиков с численности атакуемых самолетов противника (это хорошо видно на примере воздушного боя, проведенного полковником Милутиновичем).
      27 марта в 20.45 в небе Югославии истребителем МИГ-29 из эскадрильи "Витязи", пилотируемым подполковником Гводенем Дьюкачем, был сбит малозаметный ударный самолет Локхид Мартин F-117A "Найтхоук". По словам сербского летчика, "Стеле" был уничтожен ночью после его визуального обнаружения первой же ракетой класса "воздух - воздух" (очевидно, Р-60М с ТГС).
      ВВС Югославии объявили об уничтожении в воздушных боях двух самолетов F-15C (эта информация отчасти подтверждена и видеокадрами), малозаметного ударного самолета F-117A, а также ЛА других типов (предположительно "Торнадо", F-16 и F/A-18C). По данным командования НАТО, к 30 апреля ВВС Югославии сохраняли в боеспособном состоянии 60% всех имевшихся к началу войны истребителей типа МИГ-29. Эти машины активно использовались и в мае, свидетельством чему явились новые сообщения о потерях боевых самолетов союзников, а также ракеты класса "воздух -воздух" американского производства, нередко падающие на территорию сопредельных с Югославией государств. Несколько позже, в середине мая, представители ВВС НАТО заявили, что в составе ВВС Югославии осталось лишь три боеспособных истребителя МИГ-29. Однако регулярные воздушные удары по аэродрому Батайница свидетельствуют о том, что даже единичные "миги" являются объектом постоянной "головной боли" командования НАТО.
      В конце марта югославские средства массовой информации сообщили об уничтожении самолета ДРЛО Е-3 "Сентри". Если информация соответствует действительности, перехват этой машины над Адриатикой могли выполнить только истребители ВВС Югославии.

Пилотируемая разведывательная авиация

Изображение

В Югославии, как и в районе Персидского залива в 1991 году, США и их союзники широко используют пилотируемые разведывательные самолеты Локхид Мартин U-2 и ВАе "Канберра РR.9" (высотные), а также "Торнадо ЕCR" и "Торнадо GR.1А" (маловысотные). Для обнаружения и слежения за малоразмерными наземными целями на большом удалении привлекаются самолеты радиолокационного наблюдения ВВС США Е-8 JSTARS. Однако эффективность Е-8 в условиях Балкан оказалась ниже ожидаемой.
      Помимо разведывательных самолетов специальной разработки к выполнению разведывательных задач в ходе операции "Союзническая сила" широко привлекаются самолеты и других типов. ВВС Великобритании для решения разведывательных задач над Косово используют вертикально взлетающие штурмовики ВАе "Харриер" GR.7, развернутые на авиабазе "Джойя дель Колле" в Италии (на этой же авиабазе размещен центр обработки и анализа равединформации). На центральном подфю-зеляжном узле подвески самолета "Харриер" устанавливается легкий контейнер "Винтен" с аппаратурой видовой разведки. Другое оснащение самолета "Харриер" -контейнер с лазерной системой обнаружения, сопровождения и подсветки наземных целей, разработанный фирмой "Маркони" и обеспечивающий применение КАБ типа "Пейвуэй"II и "Пейвуэй"III.

Изображение

Многоцелевые истребители ВМС США Нортроп Грумман F-14A "Томкэт", базирующиеся на авианосце "Теодор Рузвельт", направленном уже после начала боевых действий в Средиземное море, снабжены простой и относительно дешевой системой сбора и передачи тактической разведывательной видеоинформации FTI (Fast Tactical Imagery), действующей в масштабе времени, близком к реальному. Система FTI устанавливается на самолетах F-14A вместо контейнерной разведывательной системы TARPS. В дневное время для получения изображения цели используется бортовая телевизионная система, а в ночное время - контейнер системы LAN-TIRN с тепловизионной аппаратурой. Запись видеоизображения осуществляется на 8-мм пленку, кадры транслируется на наземные (корабельные) командные пункты каждые 15 с. Координатная привязка изображения целей осуществляется посредством приемника космической навигационной системы GPS. В системе FTI используется программное обеспечение навигационно-прицельной системой LANTIRN, для установки которой в настоящее время оборудовано 176 из 383 имеющихся в строю самолетов типа "Томкэт". Стоимость одного комплекта системы FTI -приблизительно 40000 долл.
      Для ведения тактической разведки над территорией Югославии с апреля 1999 года используются датские самолеты F-16A® с подвесными контейнерами MARS (Medium Altitude Reconnaissance System - средневысотная разведывательная система) или контейнерами с разведывательной системой "Орфей".

Беспилотные разведывательные самолеты

Американские и западноевропейские БПЛА широко используются против Югославии. Армия США для ведения тактической разведки применяет БПЛА "Хантер" (несколько таких аппаратов уже сбито средствами ПВО Югославии). Другие американские БПЛА - аппараты длительного патрулирования "Предейтор", находящиеся в распоряжении ЦРУ, - используются на Балканах (первоначально - над территорией Боснии) с 1995 года. 7-й артиллерийский полк французской армии, развернутый в Боснии, применяет для ведения тактической разведки мини-БПЛА SAGEM "Грецерелль". Кроме того, французы в случае необходимости могут задействовать тактические разведывательные БПЛА Бомбардьер/Дорнье CL-289, также развернутые на ТВД. Германские войска на Балканах используют БПЛА CL-289. Итальянские войска располагают аппаратами Метеор "Мираж"26. В то же время, по утверждению представителя МО Великобритании, использование новейших тактических БПЛА "Феникс", поступивших на вооружение английской артиллерии в 1998 году, не предусмотрено, "однако эти аппараты могут быть направлены на Балканы, если в этом появится необходимость".
      Европейские беспилотные аппараты обладают радиусом действия, не превышающим 200 км. Радиус действия американского "Хантера" - более 260 км, а "Предейтора" - более 3500 км. ДПЛА несут относительно высокие потери от средств ПВО Югославии. В частности только за один день - 14 мая -были сбиты три беспилотных летательных аппарата (два американских "Предейтора" и один французский "Грецерелль"). В общей сложности, по югославским данным, к середине мая уничтожено 11 БПЛА стран НАТО (в том числе новейшие аппараты типа "Хантер").

Самолеты радиолокационного дозора и наведения

К боевым действиям против Югославии были привлечены пять самолетов радиолокационного дозора и наведения ВВС США Боинг Е-ЗВ и Е-ЗС "Сентри". Кроме того, в боевых действиях участвуют 17 самолетов Е-ЗА многонациональных сил НАТО, семь E-3D ВВС Великобритании и четыре E-3F ВВС Франции. Три самолета типа AWACS, одновременно барражирующие над Адриатикой, могут управлять действиями более 600 ЛА, совершающих боевые вылеты более чем с 12 авиабаз НАТО в Европе. 3 три месяца самолетами типа Е-3 был обеспечен контроль более чем за 20 тыс. ЛА, задействованными в боевых операциях. Продолжительность боевого вылета каждого самолета ДРЛО составляет приблизительно 12 ч. По утверждению представителей НАТО, самолеты AWACS сыграли ключевую роль в уничтожении трех истребителей МИГ-29 ВВС Югославии, сбитых самолетами НАТО в ночных условиях, при отсутствии визуального контакта.
      
      Вот как, по описанию офицера воздушного наведения одного из самолетов Е-3 ВВС США, проходил воздушный бой американских самолетов с югославскими истребителем 7 мая: через 41 минуты после прибытия в зону воздушного патрулирования был зафиксирован взлет скоростной воздушной цели с аэродрома Ботайница. Практически одновременно взлет югославских самолетов был зафиксирован и другой патрульной машиной ДРЛО. Через 3 мин цель была опознана как истребитель типа МИГ-29 и на нее началось наведение двух самолетов F-16CJ. Еще через 3 мин один из F-16CJ произвел пуск двух ракет AIM-120B AMRAAM, и еще через 1 мин летчик американского истребителя доложил, что наблюдал вспышку взрыва, а операторы самолета ДРЛО, оценив радиолокационную обстановку, пришли к выводу, что цель уничтожена...

-----------------------------------------------
      
      Вот далеко не полное, фрагментарное описание боевых действий в небе над Балканами. Как видим, югославская авиация, несмотря на подавляющее господство сил НАТО, продолжала вести борьбу, нанося противнику болезненные уколы. Разумеется ВВС и ПВО Югославии были не в состоянии решить задачу защиты жизненно-важных центров страны от воздушных ударов противника. Однако они сумели сохранить боеспособность, отвлекая на себя значительную часть сил тактической авиации НАТО, сохранив жизнь сотням мирных жителей Сербии и Черногории."

http://www.srpska.ru...le.php?nid=5003

#3 Гость_Сокол_*

Гость_Сокол_*
  • Гости

Отправлено 15 Ноябрь 2008 - 23:14

Ещё пара фото из той же статьи:

Изображение

Изображение



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей